ПЕРЕСМОТР ГЛАВНЫХ СОБЫТИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАСТОРА РАССЕЛА
Вместе с дальнейшим распространением движения Исследователей Библии, исключительный талант и большие способности его основателя стали очевидны. Как писатель, проповедник, евангелист, пастор и администратор, Пастор Рассел был успешен во всех функциях. По этой причине получил широкое признание и авторитет. Влиял на все, что касалось развития религиозной сферы, и особо заботился о каждой ее фазе.
МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ТРУДЫ
Пастор был автором огромного числа литературы движения, управлял ее издательством и сам разработал методы ее успешного массового распространения. Так возникли массы книг, трактатов и брошюр, которые распространялись по всему миру. Пастор также произносил публичные лекции более чем в 300 городах США и Канады – во многих городах по 10-15 раз. Однако, как убедимся, с характерной для него скромностью он не приписывал себе никаких особых способностей и не хвастался своими достижениями, и не превозносился.
Поскольку дальше открывались библейские истины, как во время индивидуальных, так и групповых исследований, Пастор заметил необходимость представления вдохновенного слова разумным способом, чтобы надлежащим образом гармонизировать всю Библию. Он хотел, чтобы трактат был уложен тематически, определял Божественные принципы, законы и обетования, а также, чтобы объяснял библейские образы, символы, аллегории и пророчества, чтобы все они были размещены в соответствующие хронологические рамки. Результатом этих намерений является шеститомная серия книг под названием «Рассвет Тысячелетия» (получившую позже название «Исследования Св. Писания»), написанная между 1886 и 1904 гг. Многие считают ее одним из наиболее полезных пособий для исследования Библии, какие появились до того времени, показывая величественный план Бога в поднятии человечества из упадка. Эта серия была следующим столбом движения, особенно первый том, «Божественный План Веков», который стал одним из наиболее популярных и широко читаемых библейских трактатов того времени, и достиг феноменального тиража, примерно 4,5 миллиона экземпляров уже при жизни Пастора.
Эти тома, как и многочисленные другие брошюры, трактаты и статьи, созданные Пастором, характеризовались легко воспринимаемым стилем, что было в серьезном контрасте к теологическим трактатам того времени, и поэтому они хорошо воспринимались. Среди любителей трудов Пастора были фермеры и бизнесмены, осужденные и пасторы, уклоняющиеся от военной службы по религиозным мотивам и военные генералы. Кроме многочисленных обязанностей, таких как координация увеличивающегося персонала в штаб-квартире движения в Аллегени, а также корреспонденция, которая в некоторые годы доходила до 300 000 ответов, издательство журнала «Сторожевая Башня», а также частых поездок по стране и заграницу, он и дальше находил время на издательство огромного количества трактатов и других материалов.
Уже в 1881 г. была создана организация, целью которой была координация деятельности и публикация библейских материалов. Изначально она называлась Общество Сторожевой Башни Сиона. В 1884 г. она была зарегистрирована как юридическое лицо, подлежащее законам штата Пенсильвания, а Пастор Рассел сам написал ее статут. Позже (в 1896 г.) было изменено название на Общество Сторожевой Башни, Библии и Брошюр. Это была некоммерческая корпорация, которая не платила налоги и оклады. Ее установленной целью было «распространение библейских истин на разных языках с помощью публикации брошюр, буклетов и других религиозных изданий.
Потом были зарегистрированы еще две другие организации: Общество Народной Кафедры (The People's Pulpit Association), в 1909 г., в штате Нью-Йорк, и Международное Общество Исследователей Библии (International Bible Students Association - IBSA), в 1914 г., в Лондоне, когда сфера деятельности расширилась в Англии и на континенте (хотя еще в 1910 г. определение Международное Общество Исследователей Библии было принято как идентифицирующее название). Более поздние организации не были в конфликте с материнской корпорацией, Обществом Сторожевой Башни (Watch Tower Society), но были дополнительными юридическими субъектами, нужными для ведения деятельности на большей территории.
Вот некоторые из главных брошюр, написанных Пастором Расселом: «Что говорит Св. Писание об аде?» (1896 – 3 млн. экз.), «Что говорит Св. Писание о спиритизме?» (1897 – 500 000 экз.), «Парусия нашего Господа» (1898 – 300 000 экз.), а также «Библия и теория эволюции» (1898 – 400 000 экз.). Впечатляющий тираж был достигнут благодаря распространению брошюр от двери к двери и вручению буклетов ревностными добровольцами среди людей, которые ходили в церковь по воскресным утрам.
Нельзя не отметить ежемесячных, двухнедельных и ежеквартальных публикаций Общества, которые были частью большого дела подготовки литературы. Это были: журнал «Сторожевая Башня», двухнедельник на 32 страницы без реклам тиражом в 55 000. Пастор издавал этот двухнедельник на протяжении 37 лет; он издавался на английском, немецком, французском, шведском, датско-норвежском и польском языках. «Ежемесячник Исследователей Библии» (The Bible Students Monthly), а также «Народная Кафедра» – оба ежемесячника имели по 4 страницы, с бесплатным тиражом в 50 млн. экземпляров в год. И наконец, издавался также «Ежеквартальник Старой Теологии» (The Old Theology Quarterly) – тонкая газета на 8 страниц с феноменальным тиражом в 100 млн. экземпляров в год. Эти трактаты печатались примерно на 30 языках и распространялись не только в Америке, но и в Европе, Южной Африке, Австралии и других местах. Немногие писатели в истории литературы дожили до того времени, чтобы могли увидеть, как их труды так массово распространяются. Это происходило главным образом в 1909-1914, о чем мы вкратце убедимся.
ПАСТОРСКАЯ ЗАБОТА О СТАДЕ
В связи с растущим числом исследователей Библии и ежемесячным распространением главного журнала, «Сторожевой Башни», собрания, которые принимали учения Пастора, появлялись по всем Соединенным Штатам, особенно на востоке, юге и центральном западе. Пастор взял за правило планировать определенное время для встреч с этими собраниями, на которых он произносил библейские лекции, отвечал на вопросы и поощрял братьев к сохранению веры. Каждое собрание, «еклесия» (от греческого «церковь», или «призванные»), брало в пример раннюю церковь: оно было абсолютно независимым, избирало собственных служителей, старших и дьяконов, но поддерживало близкие отношения с другими церквями.
Пастор Рассел стал очень дорогим всем братьям, неустанно служил их духовным нуждам, и быстро был с признанием избран «Пастором» сотнями собраний по всему миру. Это было действительно служение любви, поскольку он регулярно путешествовал поездом из города в город, чтобы служить стаду. Советы по разным вопросам, как духовным, так и жизненным, он давал также путем прямой корреспонденции из офиса Общества, пока увеличивающиеся обязанности не заставили его поручить эту задачу другим.
В 1889 г. был построен четырехэтажный кирпичный дом в Аллегени, Пенсильвания. Он был штаб-квартирой Общества на протяжении примерно девятнадцати лет. Он был известен под названием «Библейский Дом», и был приспособлен к осуществлению главных задач дела, которые было под бдительным присмотром Пастора. В доме находись жилые комнаты и столовая для активно настроенного персонала, а Пастор считался «главой» дома.
В Бруклине, Нью-Йорк, дом был побольше, а планировка удобнее. Эта новая недвижимость была куплена в 1908 году. Это было миссионерское здание, которое раньше использовалось конгрегационной церковью в Плаймоут, и оно было переделано в «Церковь Бруклина» с офисами на первом этаже, залом на 800 человек на втором, и отделом рассылки и складом в подвале. Первое библейское служение состоялось там 31 января 1909 г. (не смотря на это, позднее, 7 декабря 1913 года, было открыто новое место собраний в Нью-Йорке, которое называлось «The Temple» (Храм), где Пастор Рассел регулярно преподавал лекции в первое воскресенье каждого месяца.
После переезда в Бруклин персонал был размещен в отдельном четырехэтажном особняке, который раньше принадлежал Гарри Варду Бичеру. Он назывался «Вефиль», что значит «Дом Божий». Еда персонала всегда переходила в религиозные богослужения. Перед завтраком было общее пение и молитва, а также Молитва Господня, к которой присоединялась вся «семья». Читался текст для размышлений и комментарий, который открывал дискуссию. Во время всех обедов обсуждались стихи из Св. Писания, а Пастор подавал свои мысли на завершение. Каждый присутствующий ощущал большое благословение от таких встреч, которые для членов «семьи» обретали особую святую атмосферу.
С целью дальнейшего поощрения братьев и укрепления единства среди Исследователей Библии в девяностые годы ХІХ в. начали организовываться конвенции. Они стали очень популярными, поскольку способные проповедники говорили проповеди на разные библейские темы, а участники наслаждались проведенным друг с другом временем. Присутствие Пастора и его трогательные проповеди отличали такие встречи. Организовывались специальные лекции для общественности, чтобы заинтересовать ее библейскими учениями.
Какие возникали чувства во время слушания речи Пастора? Один из частых его слушателей описал это так:
Перед общественностью, за кафедрой, он всегда носил длинный черный фрак и белый галстук. Его голос не был громким и он никогда не использовал микрофон или громкоговоритель, поскольку тогда их еще не придумали, но, не смотря на это, его голос всегда доходил до самой отдаленной части зала. Он мог удержать внимание большой аудитории не только на протяжении часа, но иногда два или три часа. Он всегда начинал свою лекцию легким поклоном в сторону слушателей. Когда говорил, не стоял как статуя, но всегда был в движении, жестикулируя руками и ходя по сцене. Я никогда не видел, чтобы у него были какие-то записи или рукописи в руках – только Библия, которую он очень часто использовал. Говорил просто от сердца и очень убедительно.
В 1893 г. состоялась первая федеральная конвенция в Чикаго с участием 360 человек, которая продолжалась пять дней. Были собрания молитв, лекции (получасовые), ответы на библейские вопросы, а также крещение, во время которого крестилось 70 человек. После 1898 года, как региональные, так и генеральные конвенции стали частыми, и зачастую планировались так, чтобы проходили во время выставок и специальных событий, когда были скидки на железнодорожные билеты.
В 1906 г. было 1000 участников в Асбари Парк, Нью-Джерси; 2000 – в Ниагара Фоллс в 1907 г.; 4500 – в Лэйк Чаутакуа, Нью-Йорк, в 1910 г., а также свыше 3000 – в столице, Вашингтоне (округ Колумбия), в 1912 г. За пределами страны конвенции проходили в Торонто, Канада, в 1903 г., где собралось 800 братьев, и свыше 1000 человек со стороны; в Кингстон, Ямайка, в 1905 г. было 800; в Лондоне в 1907 г. – около 550; и в Глазго, Шотландия, в 1912 г. – около 1200.
В 1894 г. в целях укрепления движение была воплощена еще одна программа. Двадцать развитых в истине братьев были отправлены на выходные из Питтсбурга, чтобы посетили соседние собрания, чтобы учить братьев, а также, чтобы проводить публичные собрания. Позже это переросло в полноценную деятельность, которая стала известна как «пилигримские служения», что оказалось ценным в поддержке контактов с растущим числом братьев на библейских собраниях и помогало унифицировать их мышление и убеждения. «Пилигримы» были полновременными учителями, разъезжающими от одного собрания к другому, и проводящими с каждой группой день или два. Их служения высоко ценились братьями, которые считали привилегией принять их и радовались общению с ними. Число таких пилигримов возросло с 3 в 1897 г. до 25 в 1905 г., и до 90 в 1916 г.
_________________ "Поиски истины никогда не должны разрушать веру. Каждое усилие познать истину и держаться ее, напротив, только укрепит основание подлинной веры" (Рэймонд Френц).
|