Авелина, приводя слова Павла о борьбе с ересями, я имел в виду принципы. В общем-то, можно понимать это лишь как повеление о борьбе с мнениями, противоречащими учениям, полученным сверхъестественным образом. И такими учениями, естественно, следует считать писания апостолов, потому что с тех пор никто не получал сверхъестественного откровения от Иеговы или Христа.
Но со времен апостолов прошло очень много времени. Появилось много конфессий, учений и теорий. У любой христианской группы/собрания/церкви/организации появляются вопросы: как быть в этом случае? Какие учения следует считать правильными, какие нет? Какие ересями, а какие верными?
Теоретически можно не определять правильные и неправильные учения, помимо определенных апостолами. Но практически это невозможно, потому что если в одном собрании один будет верить и проповедовать о троице, вечных мучениях, а другой об обратном, то начнутся споры, скандалы, злоба, разделения и т.п. Как же в таком случае исполнить заповеди о мире и единстве, если не определить конкретные рамки?
В общем, хочется или не хочется, но любая конфессия со временем вынуждена применять наставления апостолов по борьбе с ересями, как принципы. Поэтому определенные рамки имеет каждая конфессия. У одних эти рамки заканчиваются основными учениями, а по второстепенным и третьестепенным можно иметь личное мнение. А у других и по второстепенным, и по третьестепенным учениям нужно принимать общее понимание церкви/организации. Собрание, и с теми, и с теми рамками, имеет как свои плюсы, так и минусы.
Возьмем, к примеру, собрание Анатолия семьдесят седьмого. Как он писал, когда возникает у кого-то свое понимание или он отстаивает другое учение, такому человеку дают слово, и происходит диалог, полемика. Представим, что таким человеком является Сергей teslyar, поверивший в истинность учений христадельфиан. Допустим, он начинает отстаивать эти учения. Тут появляются две проблемы. Первая: собрание Анатолия может разделиться или почти все люди могут уйти за teslyar-ом.
Ну допустим, Анатолий за это не переживает или большая часть собрания остается. Есть еще другая проблема. Допустим, для большинства членов собрания ясно, что их учения правильны, а teslyar заблуждается, и им неохота участвовать в полемике, спорах, они хотят спокойствия и единства, но этого нет. И в перспективе может не быть, потому как может появится еще кто-то и снова все собрание будет нервничать или беспокоиться при следующей полемике. Более того, кто-то может уйти в мир, став безразличным к духовной жизни из-за споров и полемики.
Для тех же кто в результате собственного исследования Писания пришел к другим выводам, чем общеприняты, то такой формат собрания может быть по душе, потому что их никто не будет считать еретиками. Но не всем по душе вечные споры и полемика, большинство хочет спокойствия и стабильности.
Теперь рассмотрим ОСБ. К плюсам можно отнести спокойствие и стабильность, обеспечиваемое единообразием, одинаковая всемирная программа, всемирная проповедь и т.д. В собрании же Анатолия 77-го в этом отношении минус. Для тех же, кто обнаружил, что несогласен с определенными учениями, нахождение в ОСБ не представляется возможным или подобно пеклу, так как если член ОСБ в чем-нибудь засомневается или пожелает выговориться, ему тут же назначат любящую меру – «казнь через повешение», или в лучшем случае подозрения, косые взгляды как на недуховного, невозможность иметь определенные обязанности в собрании.
Теперь возьмем свидетелей Иеговы, основывающихся на литературе Рутерфорда и речах Продана. Несогласного с определенным учением никто не выкидывал, а если и выгонял, то не сразу. К примеру, в статьях Рутерфорда не раз встречаются слова, что в организации еще есть люди, которые не верят, что "высшими властями" являются Иегова и Христос; есть те, которые не осознают, что пришло время сбора земной группы людей. Позиция несогласных осуждалась, но их не выгоняли, если они не вели себя очень буйно, как Солтер, который к тому же придумывал и говорил клевету на братьев.
В наше время было так же само. Продан не раз разговаривая даже с ярыми "оппонентам" с плодами духа, терпением, пытался им помочь, разъяснить. Возможность давалась несколько раз. А когда они выходили с организации интересовался, как они, не проявляют ли духовный интерес, не жалеют ли. Помнится, несколько ушедших ярых оппонентов при встрече с нашими людьми признавали, что возможность давалась им до последнего, и беседы проводились, и что не имеют претензий, что с ними плохо обошлись.
Лично я, чем-бы не интересовался, где бы ни был, в итоге мое сердце возвращает меня к духу и учениям этих людей. Не скажу, что мне все понятно или что со всем я согласен, но такого духа, такой преданности Богу, такой оценки дела Иеговы, которую я видел у этих свидетелей Иеговы, я не видел нигде. Когда время от времени слушаю речи Рутерфорда, речи Продана, или читаю литературу Рутерфорда, и чувствую дух мужества, преданности Иегове, у меня часто наворачиваются слезы от благодарности Богу и с сожалением, что у меня еще нет такого духа, что я был небрежен в этом, и появляется решимость быть слугой Бога, таким каким должно быть.
Когда я ходил на собрания ОСБ, я видел и чувствовал большую разницу в духе и оценки дела Иеговы со стороны людей:
У нас местное собрание ОСБ разделено на две группы. Одна собирается в соседней деревне, где построен Зал Царства. Другая группа собиралась в пустом доме, купленном и предоставленным для встреч одним старейшиной. В начале зимы прошлого года решили построить Зал Царства. На время стройки и на какое-то время после стройки решили, что встречи будут проводиться только в Зале Царства в соседней деревне. Из 60 членов кельменецкой группы высшее число посещаемости собраний в соседней деревне было примерно 15 человек. Остальных, даже молодых и тех, у кого машины есть, за все почти 3 месяца, когда я еще ходил на встречи, так и не было. И это вполне здоровые люди, которые по своим нуждам едут в соседние деревни и в областной центр за 100 км, а для дела Иеговы им жалко денег. О чем это говорит? О какой духовности?
Наши же люди, свидетели Иеговы основывающиеся на литературе Рутерфорда, ездили каждую пятницу на общее собрание или конгресс за 50 и более км. Примерно половина людей приезжала даже за 300 и более км. И пожилые, пенсионеры, и больные, были на собрании почти все каждый раз. Это говорит о том, что одни люди сначала выделяют деньги на дело Иеговы, а потом уже планируют свои нужды. А у других это наоборот.
Наши люди ехали на проповедь за 1000 км каждый месяц и на неделю. Пожилые же, которые не могли неделю ходить и ехать так долго, ехали нашим автобусом в соседние области на более короткое время. Свидетели же ОСБ ходят только по месту, и то не все. И трудно их побудить выехать на соседние села. Туда едут, как правило, некоторые пионеры. Остальные ходят по месту, где уже наверное 100 раз проходили.
Наши люди вышли первый раз организованно и открыто группами в проповедь в 1986 году. Старики вместе с молодыми шли в соседние села, а потом в соседние области в проповедь. Несмотря на продолжающееся еще преследования, штрафы и аресты, люди были очень мужественны и радостны. Они поняли, что раньше не были полностью верны Иеговы, потому что имели страх за свою плоть. Пророческий образ Даниила, который продолжал молиться и служить Иеговы открыто, несмотря на запрет и даже смерть, побудил наших людей выступить публично и открыто.
В то же время другие течения свидетелей Иеговы, включая ОСБ, начали проповедовать открыто из дома в дом лишь после развала СССР и регистрации. Даже после этого возвещатель был очень напуган. Поэтому, начиная говорить с людьми, спрашивал о том, нет ли в продаже яиц, корма для коров, дров и т.п. Наших же людей, выступивших открыто, то обвиняли в связях с КГБ, то в том, что «вы раздражаете Дяьвола, и вас всех пересадят, и из-за вас и нам достанется».
Наши люди складывались вместе для постройки зала собрания и для покупки автобусов, причем даже по 300, 400 долларов и больше. Кто с ОСБ готов был ломать голову над тем, чтобы заработать деньги, чтобы при этом жить по минимому, а почти все деньги отдать на дело Бога?
Я это рассказываю не для того, чтобы показать здесь каких-то героев, а кого-то высмеять или опустить. Даже чтобы мы все отдали для Бога, включая свою жизнь, в этом не будет никакого геройства. Мы таким образом лишь покажем нашу искренность и честность и что мы хотим пребывать в общности с нашим Творцом. И ничего более. Я это пишу, чтобы показать, что эти люди ценят дело Иеговы превыше всего, чего нет в ОСБ. На каком же основании я мог бы признать этих людей, так ценящих дело Иеговы, «отступниками», «злым рабом», как это требовали от меня старейшины ОСБ?! Почему-то получается парадокс: «отступники», «кореи», «злой раб» ценит дело Иеговы более, чем люди признающие ОСБ. А может тогда стоит подумать: А может не тем духом руководимы именно старейшины ОСБ?
Если взять пророческую картину Гедеона, то перед образным Армагеддоном из 10 000 человек осталось только 300. Все, кто боится, у кого дело Господа было на втором месте, кто более переживал о себе, своем теле, о семье, о расстройстве своих планов, - такие были отвергнуты. Осталось мало, но остались лишь те, кто в самом деле был предан Богу.
Говоря о проповеди, следует сказать и сопутствующем духе. Наши разговоры должны быть о проповеди, об исполнении воли Бога. Мы не должны жаловаться на плохую погоду, или считать геройством то, что идем на проповедь в плохую погоду. Можно сказать, что в этом отношении я был тоже разочарован, как кислым духом напарников, я имею в виду в ОСБ, так и тем, что об этом не слышал, чтобы напоминалось на встречах – о соответствующем духе.
Если говорить о речах на собрании ОСБ, то многие выступают с наигранной мимикой, жестами, голосом. Если смотреть речи Продана и слушать речи Рутерфорда, то они говорили естественно, уверенно, искренне. В их речах видна преданность Иегове, и в то же время уважение к слушателям. У нас на собрании говорилось открыто о грехах, со строгостью, но в то же время с уважением к людям, в то же время, как в ОСБ делают вид, что все хорошо, публично никто не говорит о грехах. В общем, есть многие моменты, по которым я увидел большую разницу между ОСБ и СИ, основывающимися на литературе Рутерфорда и речах Продана.
|