Эсхатология лежит в самой основе христианства. Так или иначе, вопрос о возращении Спасителя или о кончине этого мира волновал умы многих людей. От первых учеников Иисуса, которые и задали этот вопрос, вплоть до нашего времёни. Конечно, когда бы не произошло это событие, если человек сохраняет твёрдую веру, то он не останется без Божьего благословления. Однако, Спаситель, давая ответ на заданный вопрос, отводит этому довольно много внимания. Разговор об этом, судя по всему, начинается еще в храме или около него (Лк.21:1,5), и заканчивается только на горе Елеонской (Мф.24:1-3). Но на что обращает внимание Спаситель в этом разговоре?
Разговор Спасителя с учениками о втором пришествии по началу выглядит весьма простым и содержащим достаточно общие фразы (Мф.24, Мк13, Лк.21). И действительно как не углубляйся в понимание греческого языка, особенности того времени, как не соотноси слова и параллельные места из разных евангелий и т.д. – такой подход не дает приемлемого результата. Слова Христа все равно остаются не до конца понятными. «Когда будут войны, болезни, и т.д.» - такие события, скорее всего, являются отличительным признаком всей человеческой истории, а не чем-то выдающимся. Как их назвали позже - «признаки конца» - спутник человечества. В истории мы вряд ли обнаружим период времени длинною хотя бы в одно поколение, чтобы в этот период не было войн, болезней, природных катаклизмов, голода и т.д.
А с другой стороны, по ходу развития цивилизации каждый день можно назвать уникальным, в любой момент можно сказать - такого никогда не было в истории (по крайней мере, в известной нам истории). Каждый день появляются новые технологии, влияющие на нашу жизнь. Открываются новые возможности с продвижением науки и знаний, новые изобретения появляются и также быстро исчезают, так как время идет только вперед. Мы знаем множество примеров, когда та или иная группа людей вдруг решила, что они живут на пороге кончины мира. Как им показалось, уже настало то самое уникальное время, когда происходят именно те события, указанные Спасителем. Ведь, по их мнению, такого никогда не было в истории и это действительно так, но последует ли за этим немедленное наступление кончины мира? Со временем наступают новые войны, болезни и т.д. и ничего не меняется. Разговоры утихают и вновь вспыхивают с наступлением новых трагических событий и новыми потрясениями в истории.
Однако именно эти слова поразили учеников и показались им очень важными, так что они вошли в евангелие. Так что же сказал Спаситель? Здесь ситуация напоминает разговор опытного технолога и молодых специалистов только что закончивших учёбу в ВУЗе. Они хорошо понимают, о чем идет речь, и не заостряют внимание на понятных для них деталях. Мастер, наставляя молодежь, говорит – такой то компонент вводите по мере надобности. Для посторонних и незнающих о чём идёт речь, это какие-то общие слова. И действительно мы всё делаем по мере надобности – спим, едим и т.д. и вообще, что такого важного здесь сказал опытный технолог? Для молодых специалистов же это чуть ли не открытие, которое они тут же фиксируют в своих тетрадях. Такой способ приготовления и введения компонента дает серьёзный скачек на производстве, скачёк в производительности, технологичности и т.д. позволяя основному раствору, например, долгое время сохранять необходимые свойства. Т.е. оставаться в «рабочем состоянии» перед введением в него нужного компонента и перед употреблением его в дело в конечном итоге. Для одних какой-то общий разговор, для других суть всего того, чем они занимаются в жизни.
Другими словами, Спаситель обращает внимание на самые важные детали в том сценарии, который уже имеется у учеников. Это и логично, ведь иудейское общество того времени ожидало появления Мессии и имело своё представление о том, как будут разворачиваться события, когда Он появится. И то, что не вписывалось в этот сценарий и вызвало большой интерес у учеников. На остальные же хорошо известные с детства детали просто не обращается внимание. И именно те слова, которые поразили учеников и вошли в евангелия, как самые важные для людей того времени. В конечном итоге от этих слов зависело спасение тех к кому они были обращены.
Для всех тех, кто не знаком с этим планом, слова Спасителя могут выглядеть как некие общие фразы и не более, как что-то отвлечённое. Поэтому любое исследования того, что записано в евангелиях о кончине мира, необходимо начинать, скорее всего, с разбора того плана, который мог находиться в головах учеников. Плана, к которому и апеллировал Иисус в разговоре с апостолами. Тем более, что в евангелиях мы не встречаем упоминание о каких-либо периодах времени, как это встречается в пророческой книге Даниила (временные отрезки длинною в 7 лет, 3,5 года, 1260 дней и т.д.). А это может служить еще одним аргументом в пользу того, Спаситель только уточняет уже имеющийся и хорошо разработанный план.
Другой посыл заключается в том, что если события исполнились, как и было предсказано, то, углубившись в историю, мы сможем рассмотреть, что же на самом деле было предсказано и, соотнести слова Спасителя с тем, что произошло. Как кажется, для такого взгляда есть и другие аргументы. … Если рассматривать евангелие как основу для сценария развития событий при кончине века, то выясняется, что сценарий, данный там, дан в самых общих чертах. Если отбросить события, которые касались только иудеев в 1 в.н.э., то в сухом остатке остаётся еще меньше. Такое положение вещей даёт весьма широкий простор для всевозможных интерпретаций, чем всегда пользовались всевозможные проповедники по своему усмотрению. В истории всегда случались события, которые в той или иной степени подходили под описание, данное в евангелиях. По мере развития научно технического прогресса (НТП) наступают события, которые случаются впервые в известной нам истории. Поэтому всегда можно сказать, что такого еще никогда не было, а значит, мы живем в последнее время, вот уже скоро….
Данный подход не устраивает с точки зрения спасения. Получается, что время кончины мира невозможно 100% идентифицировать, даже при наступлении признаков конца, так как в самом начале не понятно, признаки ли это или не признаки. Мы хорошо знаем тех, кто в какой-то момент посчитал, что признаки начали исполняться, и даже назначил примерную дату конца, готовились сами и призывали это делать и других. Но вот прошли года и даже века, а ничего так и не произошло. Это означает, что они ошиблись и не являются пророками Бога (некоторые их причислили даже к обманщикам).
Так неужели Спаситель не дал каких-либо ясных ориентиров? … Если всё произошло так, как говорил Спаситель, то необходимо исследовать историю, чтобы вычленить необходимое. И как, кстати, оказалось – до нас дошли сведенья о событиях той далекой эпохи в таких подробностях, что не все истории из ближайших к нам веков могут похвастаться этим. И это, скорее всего, не случайно. Эти соображения и послужили толчком к данному анализу.
По материалам книги: «Скажи нам когда это будет и какой признак Твоего пришествия…». СПб 2016.
|