Я приведу цитату брата Рассела. А уж кто на каком этапе своего бега в развитии любви находится пусть сам решает.
“Делать твердым наше звание и избрание” (2 Петра 1: 10, 11)
“Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь [делая то, о чем уже упоминалось, а именно, прилагая старание, покажите в вере вашей добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь. Если это в вас есть и умножается, вы не останетесь без успеха – праздными, без плода], ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа”. В этом избрании, как мы видим, важные шаги принадлежат Богу, а именно: (1) Предопределение иметь такое Новое Творение; (2) Приглашение, данное некоторым, развить нужный характер; (3) Устройство дел так, чтобы приглашенные сумели достичь приемлемого уровня, который отвечает призыву. С другой стороны те, которые становятся избранными, должны предпринять важные шаги: (1) Призванные, то есть те, для кого были сделаны все эти приготовления и распоряжения, должны принять призыв – должны полностью посвятиться. (2) [186] Они должны до такой степени проникнуться духом своего призвания и настолько оценить свои благословения, чтобы с усердием подчиниться прилагаемым условиям и ограничениям. Мы увидели, что таким условием и ограничением является, если говорить коротко, подобие сердцем с Божьим дорогим Сыном. Однако анализируя это подобие более внимательно, мы обнаруживаем (как на это обращает внимание апостол Петр) его смысл в том, что нам следует иметь плоды духа святости. Бог свят и избранные должны иметь Его дух, Его настрой любви к праведности и неприятия беззакония. Апостол в вышеупомянутом стихе показывает различные элементы этого святого Духа Бога, обращая внимание на факт, что мы не приходим к этому совершенному подобию (совершенной любви) в начале нашего пути. Это, скорее, цель, критерий, который свидетельствует о конце пути. Любовь, как общее выражение, охватывает все эти элементы характера, которые в действительности являются составными любви. Смирение, благочестие, братолюбие, набожность – все это элементы любви. Некто предположил, и мы с этим искренне согласны, что этим плодам духа Бога можно дать следующее определение: (1) Радость – Любовь ликующая. (2) Покой – Любовь на отдыхе. (3) Долготерпение – Любовь в терпимости. (4) Благочестие – Любовь в общении. (5) Доброта – Любовь в действии. (6) Вера – Любовь на жизненном поле битвы. (7) Смирение – Любовь в отречении. (8) Воздержание (сдержанность) – Любовь в воспитании. Когда мы начинали путь, полные решимости пройти его, потому что Бог оправдал нас по Своей благодати и пригласил пройти это поприще за наградой вышнего звания Нового Творения, мы, в первую очередь, говорили: “Мы удалим всякое бремя и препятствие земных амбиций, посвятив нашу волю Господу и твердо решив, что мы будем делать лишь одно это, а именно, будем искать Господнюю благодать и с ее помощью будем получать благословения, к которым Он нас призвал”. В то же время мы приняли решение удалить, насколько [187] сумеем, без труда отягчающие нас грехи, какими бы они ни были (похожими на грехи других на этом поприще или не похожими), и будем верно бежать этим путем за великой наградой. Вхождение на это поприще соответствует нашему посвящению. Таковым было начало. Мы посвятились Господу, чтобы нас контролировал Его дух любви; но мы поняли, что вследствие грехопадения нам остро не хватает тех элементов характера, которые Отец одобрит. Таким образом, мы бежим и настойчиво стремимся достичь подобия характера Его Сына, в котором заключается Его воля для нас и условие нашей общности с Ним. В этом мы отличаемся от нашего Господа, так как Он, будучи совершенным, не мог шаг за шагом, ступень за ступенью развиваться в любви. Он был наполнен духом с самого начала – Он был у цели с самого начала; Его испытание было в том, чтобы убедиться, будет ли Он стоять верно у этой черты совершенной любви к Богу, к Своему народу и к Своим врагам. Нам, однако же, необходимо бежать, состязаться, чтобы прийти к этой цели. Наше поприще мы могли бы разделить на четыре части и сказать, что в первой четверти мы воспринимаем любовь как божественное требование и стремимся обрести ее, хотя способны осознавать ее лишь с точки зрения долга. Мы чувствуем к Богу любовь как долг, потому что Он, как наш Создатель, имеет право добиваться нашего повиновения, нашей любви, нашей преданности. Любовь к нашему Господу Иисусу мы также ощущаем как долг, потому что Он возлюбил нас, и мы, справедливости ради, обязаны любить Его в ответ. Мы ощущаем любовь как долг к нашим ближним, поскольку осознаем, что такова воля Бога. Вторая четверть пути ведет нас немножко дальше, немножко ближе к “цели”, отчего все то, что мы вначале стремились делать из любви как долга, мы постепенно начинаем понимать, оценивать, а не воспринимать исключительно как долг. С тех пор мы видим, что вещи, которые Бог повелевает нам как право и долг, это хорошие вещи; что самые благородные принципы, о которых мы имеем какое-либо представление, отождествляются со Справедливостью, Любовью и Мудростью, которые Господь повелевает и устанавливает для нас и которые с тех пор мы начинаем оценивать. Мы начинаем любить Бога не [188] только потому, что таков наш долг перед Создателем, но кроме того и прежде всего потому, что мы видим, что Он обладает теми величественными составными характера, какие хочет видеть в нас – является воплощением всякой благодати и добродетели. Достигшие этой цели (двух четвертей) любят Господа не только за то, что Он первый возлюбил нас, и наш долг – любить Его в ответ, а потому, что сегодня глаза нашего понимания открыты достаточно широко, чтобы позволить нам видеть кое-что из славного величия Его характера, кое-что из длины, широты, высоты и глубины Справедливости, Мудрости, Любви и Силы нашего Создателя. Цель третьей четверти этого поприща мы назовем любовью к братьям. С самого начала мы признаем любовь в качестве долга к братьям, также как к Отцу, – только в меньшей степени, потому что братья сделали для нас меньше, и мы признали их главным образом потому, что такова воля Отца. Но, начиная понимать принципы праведности, оценивать Отца и понимать, что Отец Сам любит нас, несмотря на наши неумышленные недостатки, наши сердца начинают воспринимать братьев шире и глубже. Мы все больше способны не замечать их невольные несовершенства, недостатки и ошибки, а видеть в них доказательства стремления сердца идти по стопам Иисуса, в согласии с принципами божественного характера. Любовь к братьям становится отчетливо заметной в пережитом нами. Но, увы! Довольно большое число из дорогого Господнего народа, очевидно, еще не достигло черты в три четверти поприща за наградой нашего вышнего звания. Есть большая необходимость развивать братолюбие, долготерпение, терпеливость, которые прививает Священное Писание и которые неизбежно подлежат испытанию и проверке в большей степени в отношениях с братьями, нежели в наших отношениях с Отцом и нашим Господом. Мы способны видеть совершенство Отца и Сына и то, что у них нет никаких несовершенств; мы способны осознавать Их великодушие к нам и наши собственные изъяны перед Ними, но когда мы смотрим на братьев, мы видим у того – один недостаток, у [189] другого – иной, и, к сожалению, слишком велико искушение сказать брату: “Позволь мне вытащить пылинку из твоего глаза”, – вместо признания, что подобного рода стремление вынимать, придираться и выискивать недостатки у братьев является доказательством того, что у нас по-прежнему имеется большое бревно нетерпимости и увлечения собой, с которым следует бороться. Когда мы приближаемся к этой черте в три четверти поприща, мы постепенно извлекаем бревно из своих собственных глаз – начинаем видеть собственные изъяны и больше понимаем богатства благодати нашего Господа к нам. Влияние этого на наше сердце должно произвести в нас значительно большую меру духа смирения, терпения и доброты ко всем, что, опять же, позволяет нам не замечать, то есть прятать, множество грехов, множество несовершенств братьев – если только мы осознаем, что это действительно братья, – если они полагаются на драгоценную кровь и стремятся проходить то же поприще за той же наградой. Четвертой, финальной четвертью нашего пути является Совершенная Любовь к Богу, к нашим братьям, ко всем людям. Это то, к чему все мы должны настойчиво стремиться, к тому же как можно скорее. Нам не следует задерживаться на той или иной четверти пути, а бежать вперед с терпением, упорством и настойчивостью. В определенном смысле мы не должны “любить мир и то, что в мире”, но в определенном смысле мы также должны “насколько имеем возможность, делать добро всем, а особенно тем, кто из дома веры”, и любить их (Гал. 6: 10, Жив. Поток) – иметь любовь, обращенную даже к нашим врагам. Эта любовь не аннулирует и не приуменьшает нашу любовь к Отцу и принципам Его характера, а также любовь к братьям. Она усиливает ее и, усиливая, позволяет нам охватить любовью, исполненной благожелательности и сочувствия, все бедное стенающее творение, которое мучается в болях и ожидает откровения сынов Бога. “Любите врагов ваших, благотворите... гонящим вас... и ненавидящим вас”, – вот повеление Учителя. И пока мы не достигли этой степени любви – любви даже к врагам – разве нам подобает хоть на миг подумать, что мы достигли цели, какую Господь установил для нас как Своих [190] последователей. Пока мы не достигли такого положения, мы не можем считаться копией дорогого Божьего Сына. Мы обязаны достичь этой вершины любви прежде чем можем быть признаны достойными места в Новом Творении, и не стоит надеяться, что каждый из Господних последователей достигнет этой цели именно в тот миг, когда при смерти испустит последний вздох. Совсем наоборот. Нам следует надеяться достичь ее как можно скорее в нашей христианской жизни, а затем помнить слова апостола, что следует “все совершив, устоять” (Еф. 6: 13). После достижения цели мы нуждаемся в испытании любви; и наши шаги у цели – стремление держаться этой цели, критерия, в жизни – будут весьма укрепляющими для нашего характера. Именно в этом наши испытания будут отвечать испытаниям нашего Господа, ведь хотя Ему не требовалось бежать к цели, однако Ему следовало подвизаться добрым подвигом веры, находясь у цели, не позволяя повернуть от нее или быть побежденным различными напастями мира и противника. “Я стремлюсь к цели”, – говорит апостол. И так каждый из нас должен крепко держаться цели после того, как он ее достиг, глядя, чтобы во всех испытаниях, какие с позволения Господа могут нам случиться, Он признал нас победителями – не благодаря нашим собственным силам, а благодаря поддержке нашего Искупителя. Напасти обязательно придут на нас, чтобы увести нас от совершенной любви к Отцу, чтобы вынудить нас согласиться не проявлять должное Ему полное уважение и повиновение. Искушения придут к нам также в отношении братьев, внушая нам, что мы не должны позволить любви к братьям покрывать множество недостатков – внушая раздражение к тем, кого мы научились любить и ценить и слабостям которых научились сочувствовать. Напасти придут на нас и в отношении наших врагов после того, как мы научились любить их, – внушая нам, что бывают исключительные случаи и что наше великодушие к ним должно иметь границы. Блаженны мы, если в таких искушениях мы будем стойко держаться цели, стремясь сохранить то положение, которое мы уже достигли – подвизаясь добрым подвигом веры и [191] крепко держась вечной жизни, которая считается нашей через Иисуса.
“Зная избрание ваше”
“Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением” (1 Фес. 1: 4, 5). Мы уже обратили внимание в другом месте на знаки, то есть доказательства, того, что мы являемся детьми Бога: на наше зачатие святым Духом, наше печатание, наше оживление.* Не будем здесь повторяться, а лишь в общих чертах обратим внимание на факт, что участвующий в этом избрании имеет различные доказательства, которые могут быть подмечены не только им самим, но со временем и “братьями”, с которыми ему приходится общаться. В этом избрании одновременно содержится сила и послание. Это послание избрания, этот зов, это “слово” является для них не просто Евангелием, или благой вестью, а чем-то больше: это – сила Бога, действующая в них, чтобы производить в них и хотение и действие по Своему благоволению. Она дает избранным святой Дух и достаточно заверения, и они, в свою очередь, готовы любой ценой исследовать Слово Господа. -------------- *Том V, глава ix. -------------- Относительно этого избранного класса Нового Творения апостол пишет к Колоссянам (3: 12-14), говоря, что таковые должны совлечь старое восприятие вещей и облечься в новое, которое позволит признавать членов избранного класса не по национальности или конфессиональному признаку, а признавать всех во Христе (и только таких) как избранное Новое Творение. Он говорит: “Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [достигнутого] – в любовь, которая есть совокупность совершенства”. Наш Господь, говоря об избранной Церкви в целом, дает понять, что на нее должны прийти различные испытания и трудности, [192] как бы подразумевая этим, что они будут усиливаться к концу этого Евангельского века и будут дозволены до такой степени, что сумеют прельстить всех, за исключением “самых избранных” (Мат. 24: 24).* -------------- *См. Том IV, гл. xii. -------------- Однако здесь имеется и ободрение: речь не о том, будто “самые избранные” будут иметь превосходящие умственные способности, благодаря которым они сумеют распознать различные уловки противника в этом злом дне; речь не о том, будто они достигнут совершенства в контролировании своих земных сосудов и не смогут ошибаться. Нет, для пребывающих во Христе это означает, что они получат предостаточно благодати, предостаточно мудрости и предостаточно помощи тогда, когда это будет необходимо. Какое утешение для всех, кто нашел убежище в предлежащей нам в Евангелие надежде! Какое доверие дает нам осознание того, что наш якорь находится за завесой – во Христе! Такого рода предопределение делает более сильными и дает утешение, как сказал апостол: “Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы [в конечном итоге] были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей... дабы в устроении полноты времен все небесное и земное соединить под главою Христом. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам [Новому Творению], которые ранее уповали на Христа” (Еф. 1: 4-12).
“Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божье”
Обязательность усилий и стремления побеждать в созидании характера, прилагаемая Богом к призыву “самых избранных” Новых Творений, не лишена аналогий в природе. В качестве иллюстрации обратим внимание на следующее: “Рассказывают, как один человек, пожелавший добавить императорскую бабочку к своей [193] коллекции насекомых, по счастливой случайности раздобыл ее кокон и подвесил его в своей библиотеке на всю зиму. Весной он обнаружил, что бабочка пытается выбраться наружу. Отверстие для этого было так мало, и бабочка так безнадежно сражалась против упругой, как казалось, ткани, что он проделал ножницами отверстие побольше. Да, наружу вылезла большая красивая бабочка, но она никогда не смогла летать. Впоследствии кто-то сказал ему, что большие усилия для бабочки необходимы, чтобы вынудить жидкость из тельца насекомого перетечь в его большие крылья. Избавление от подобного напряжения оказалось ошибочной доброжелательностью. Усилие требовалось для спасения бабочки. Мораль этого очевидна. Борьба, с какой людям приходится добывать земные блага, развивает характер так, как его нельзя развить без нее. Хорошо бы так же добиваться и духовного обогащения.” Мы обратили внимание* на то, что Священное Писание самым ясным образом излагает учение о “свободной милости”, которая будет величественным образом провозглашена, лишь только избранные будут укомплектованы – прославлены. В Тысячелетии оно (“Семя Авраама”) будет благословить все земные племена самыми полными возможностями прийти к совершенному характеру, полной реституции и вечной жизни.
_________________ С уважением Сергей
http://www.issledovanie-s.narod.ru
|