Воспоминание нашего Господа
В соответствии с образом заклания пасхального агнца 14-го дня первого месяца – дня, который предшествовал семидневному празднику Пасхи, празднованному иудеями, – наш Господь умер как прообразный Пасхальный Агнец, как “Агнец Божий, который берет грех мира”. Ни в какое другое время не было возможным для нашего Господа закончить в смерти жертву, которую Он начал, когда Ему было тридцать лет, в Своем крещении до самой смерти. Вот почему (хотя иудеи многократно пытались схватить Его) никто не наложил на Него рук, “потому что еще не пришел час Его” (Иоан. 7: 8, 30).
Как иудеям было приказано выбрать жертвенного агнца в десятый день первого месяца и с этого времени взять его в свой дом, так и наш Господь соответствующе представил им Себя в такое же время, когда за пять дней до Пасхи въехал в город на осле под возгласы толпы: “Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!”, “Пришел к своим, и свои [как народ] Его не приняли. А тем, которые приняли [индивидуально] Его, дал власть быть чадами Божьими”. Народ посредством своих представителей, правителей, вместо того, чтобы принять Его, отверг и поэтому на некоторое время стал солидарным с противником. Впрочем, по Божьей милости кровь Нового Завета является также действенной для дома Иакова и для всех, кто желает согласия с Богом, ведь они отведали заслуг Агнца, однако отказались потреблять прообразного Агнца – потеряли возможность стать народом первенцев, Царственным Священством, святым народом, особым народом Мессии, потеряли возможность перехода и того, чтобы стать членами Нового Творения с более полной жизнью в славе, чести и бессмертии. Однако, мы рады узнать из других мест Писания, что они все же будут иметь славную возможность принять Божьего Агнца, потреблять, присваивать Его тело, Его жертву и, таким образом, высвободиться из рабства греха и смерти под руководством Господа и Его верных братьев – духовного Израиля, прообразной Церкви первенцев (Рим. 11: 11-26).
При завершении миссии нашего Господа, 14-го дня первого месяца, “в ту ночь, в которую предан был”, и в тот же день, в котором Он умер как прообразный Агнец, наш Господь праздновал со Своими учениками образную Пасху иудеев, потребляя со Своими двенадцатью апостолами образного агнца, символизировавшего Его Самого, Его собственную жертву за грехи мира, “истинную пищу”, – единственную пищу, дающую силу обрести жизнь, свободу и благословения Божьих сынов. Потребление этой вечери в ночь, которая предшествовала смерти нашего Господа, однако в тот же день, было возможным благодаря иудейскому обычаю начинать каждый день не в полночь, а вечером. Очевидно Господь устроил все дела Израиля в тесном соответствии с образами, которым они должны были отвечать.
Как иудеи, “рожденные под Законом”, наш Господь и Его апостолы были обязаны праздновать этот образ, к тому же в соответствующее время. Собственно, после того, как они приняли участие в иудейской вечере, потребляя агнца с пресным хлебом и травами, и, правдоподобно, как это было обычаем, с “плодом виноградным”, Господь взял часть пресного хлеба и плода виноградного, оставшихся от иудейской вечери, образа, и установил между Своими учениками и для всей Своей Церкви, которую они представляли (Иоан. 17: 20), новый порядок, который между ними, как духовным Израилем, Церковью Первенцев, Новым Творением, должен был занять место иудейской Пасхальной Вечери. Наш Господь не устанавливал иного, высшего образа Пасхи. Наоборот, в то время образ уже начал исполняться, и, следовательно, он перестал быть свойственным для тех, кто принял его выполнение. Нашего Господа, как прообразного Агнца, вскоре должны были убить, как об этом упоминает апостол в заглавном стихе: “Пасха наша [Агнец], Христос, заклан”.
Ни для кого из тех, кто принимает Христа как пасхального Агнца и, тем самым, принимает прообраз, который занял место образа, уже не было бы правильным приготавливать образного агнца и потреблять его в память об образном освобождении. С тех пор для всех верующих в Иисуса, как истинного Пасхального Агнца, правильным было бы кропление Его кровью дверных косяков сердца: “...кроплением очистивши сердца от порочной совести лукавой” [от нынешнего осуждения – осознавая, что их грехи умиротворены Его кровью и что Его кровью они имеют теперь прощение грехов]. С тех пор они должны потреблять, т.е. присваивать себе заслуги своего Искупителя – заслуги человека Иисуса Христа, предавшего Себя выкупом за всех. Верой они должны потреблять из этих заслуг и сознавать, что поскольку их грехи были возложены на Господа и Он умер за них, то им приписаны Его заслуги и праведность. Вот это они потребляют, т.е. присваивают верой.
Поэтому, если Вечеря нашего Господа заняла место Пасхальной Вечери, но не как высший образ, – поскольку прообраз уже начал исполняться, – тогда чем она была? Отвечаем, что она была Воспоминанием прообраза – припоминанием для Его последователей о начале исполнения прообразной Пасхи.
Поэтому принимать нашего Агнца и припоминать Его смерть за нас означает уповать на обещанное освобождение Божьего народа, т.е. означает, что те, кто это оценивает и разумно припоминает, даже находясь в мире, не будут из мира, но будут как пилигримы и чужестранцы, которые ищут более желанных условий, свободных от печали, горя и рабства нынешнего времени господства Греха и Смерти. Они потребляют истинный, прообразный пресный хлеб. Они заботятся о том, чтобы иметь его чистым – без искажения (кваса) человеческими теориями, деградацией, честолюбием, эгоизмом и т.д., – чтобы им быть крепкими в Господе и силе Его могущества. Они также потребляют горькие травы преследований, следуя слову Учителя, что слуга не выше своего Господина и что если самого Господа злословили, подвергали гонениям и отвергли, они должны ожидать похожего обращения, ибо мир их не знает, как не знал Его. Господнее свидетельство таково, что никто не будет Им принят, если его верность не навлечет на него немилость мира. Вот Его слова: “Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”, “...будут всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах” (Мат. 5: 11, 12; 2 Тим. 3: 12).
Когда наш Господь устанавливал Свою Вечерю Воспоминания, именуемую Последней Вечерей, она была, как выше утверждалось, новым символом, родственным и возведенным на давнем образе Пасхи, хотя не была его частью, а только припоминанием, или воспоминанием прообраза. Читаем, что Он “взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: “Примите, едите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое [это представляет Меня, прообразного Агнца, представляет Мое тело]; сие творите в Мое воспоминание!” Очевидным намерением нашего Господа было утвердить в умах Своих последователей факт, что для прообразных первенцев и для домочадцев веры именно Он является тем прообразным Агнцем. Изречение “сие творите в Мое воспоминание” подразумевает, что это новое постановление должно для Его последователей занять место предыдущего, которое, в свою очередь, должно выйти из обихода по причине своего исполнения. “Также и чашу после вечери, и сказал: “Сия чаша есть Новый Завет [Соглашение] в Моей крови” – крови Завета, крови, которая запечатывает Новый Завет. “Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание”. Упомянутое мы не должны понимать как намек совершать это невзирая на время, место и тому подобное, но как утверждение, что поскольку с тех пор эта чаша и пресный хлеб были употреблены как празднование Пасхи, то каждый раз ее следует считать празднованием не образа, но прообраза. Как не было бы законным, надлежащим или вытекающим из образа праздновать Пасху в любое другое время, кроме назначенного Господом, похоже не полагается праздновать прообраз в любое другое время кроме его годовщины (1 Кор. 11: 23-25).
Апостол дополняет: “Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет” (1 Кор. 11: 26). Это показывает нам, что ученики хорошо понимали, что с тех пор для всех последователей Господа ежегодное празднование Пасхи должно иметь новое содержание: преломляемый хлеб представляя тело Господа, а чаша – Его кровь. Хотя это новое постановление не было возложено на Его последователей как закон и не упоминалось ни одно наказание за несоблюдение надлежащего его обхождения, однако, Господь хорошо знал, что все полагающиеся на Него и оценивающие Его как прообразного Пасхального Агнца, будут рады продолжать Воспоминание, которое Он предложил для них таким образом. И так происходит дальше. Вера в выкуп продолжает находить свое отображение в этом простом воспоминании, “доколе Он придет” – не только до времени “парусии” нашего Господа, т.е. присутствия в жатве, т.е. конце этого века, но также до тех пор, пока в Его парусии Его верные не будут собраны друг за другом к Нему, за “завесу”, чтобы там еще в большей мере участвовать с Ним и, как сказал наш Господь, пить с Ним “новое в Царстве”.
(to be continue...)
_________________ "Поиски истины никогда не должны разрушать веру. Каждое усилие познать истину и держаться ее, напротив, только укрепит основание подлинной веры" (Рэймонд Френц).
|