Общаясь с бывшими Свидетелями Иеговы, я не перестаю удивляться некоторым мрачным закономерностям. На днях у меня состоялся долгий разговор с одной молодой женщиной, которая с самого детства была членом организации Свидетелей Иеговы. В настоящее время ее уже не интересует религия. Хотя формально она все еще остается СИ из-за своих родителей, для которых вопрос веры имеет важнейшее значение в жизни. Открыв для себя бездонный мир светской литературы и науки, после многолетнего интеллектуального голода, она с жадностью принялась читать, смотреть и слушать все, что могло восполнить жажду знаний. В результате религия как таковая стала ей попросту не интересна. Впрочем, нужно отметить, что никакой другой религиозной традиции помимо СИ, она не знала.
Другой пример. Молодой мужчина, который состоит в Организации уже более 10 лет (в последнее время более формально), как-то сказал мне: «Если я перестану быть СИ, я уже никогда не буду верующим». Такие слова не являются чем-то исключительным. Многие бывшие СИ, с которыми мне доводилось общаться (как мужчины, так и женщины), претворили в жизнь этот лозунг, уйдя из Организации.
Невольно задаешься вопросами: почему, уходя из Общества Сторожевой Башни, эти люди теряют веру в Бога? Почему христианство оказывается для них ненужным балластом? Почему вместе с Организацией они теряют и Христа, а Евангелие для них утрачивает свою красоту? В чем корни этого явления? Я не приемлю простые «свидетельские» схемы: мол, ушедшие теряют «благословения Иеговы» (читай: «Божью благодать»), действие сатаны («бес попутал») и т. п. Мой опыт общения с множеством подобных людей показывает весь примитивизм подобных конструкций. Мне кажется, что в корне данной проблемы лежит нечто гораздо более глубокое и страшное.
Вспоминая свои ощущения в бытность членом организации СИ, сейчас я отчетливо осознаю природу былого «благочестия» и «религиозности». Люди, побывавшие в закрытом и сплоченном религиозном социуме, в котором все подчинено единственно важному общему делу, поймут, о чем я говорю. Вступив в Организацию, человек начинает автоматически сверять все свои поступки с тем, как они отразятся на его положении в собрании. Все что делается, совершается с оглядкой на Общество Сторожевой Башни. Первое, что приходит на ум: «Что скажут в собрании?». Или: «Как мой поступок отразится на проповеди?». Когда я совершал какие-либо проступки, я задавался единственным вопросом: «Как я смогу рассказать об этом старейшинам?».
В сознании Свидетелей Организация отождествляется с Богом – настолько часто и убедительно она напоминает своим чадам о важности ее руководства в деле спасения. Организация становится этаким коллективным наставником, у которого есть готовые ответы на каждый случай из жизни. В результате Свидетели, за редким исключением, так и не приобретают навык самостоятельной духовной жизни. Парадокс этой ситуации усиливается тем, что в журналах и в книгах Общества Сторожевой Башни часто говорится о развитии «личных взаимоотношений с Иеговой». Но по-настоящему личные отношения с Богом возможны только тогда, когда есть некая тайна этих отношений, когда есть неформализованная и подлинная свобода личности ищущего Бога даже тогда, когда он Его, казалось бы, уже нашел. В Организации СИ это невозможно. Процесс построения «личных взаимоотношений с Иеговой» расписан руководством так же подробно, как и постраничный план изучения публикаций Общества на год. Каждый Свидетель заранее проинформирован о том, когда и как он будет «приближаться к Иегове».
Почему люди с такой легкостью отдают свою волю в ментальное рабство? Мне думается, причины кроются в психотипе людей, которые, как правило, становятся сектантами. (Кстати, эта проблема ведь есть и у нас на уровне отдельных священников и «старцев», которые становятся настоящими гуру для своих духовных чад). Есть огромная категория людей, которым по складу характера удобно, когда за них принимает решение некий мудрый авторитет. Тогда они чувствуют себя в безопасности, жизнь становится более комфортной и надежной. Причем такая модель поведения обычно проявляется на бессознательном уровне. Чаще всего, люди, относящиеся к данному психотипу, и не склонные к самоанализу, сами об этом не подозревают.
Другая причина потери веры бывшими, на мой взгляд, кроется в том, что сама религия СИ, как это ни странно, очень материалистична по своей сути. Достаточно взглянуть на их представления о земном Эдеме - настоящем банановом рае со всеми полагающимися человеческими удовольствиями. Меня всегда (даже когда я был СИ) поражал тот факт, что для подавляющего числа Свидетелей, тема рая является наиважнейшей. Не так давно у меня состоялся разговор с одним старейшиной, всецело преданным идеям Организации. Этого зрелого мужчину с высшим техническим образованием, среди множества острых богословских вопросов больше всего волновал один: где и каким будет обещанный рай? Свидетели оказываются не способными возвыситься умом над рационалистическим восприятием бытия. Антиномия, парадокс, тайна – понятия совершенно неприемлемые для сознания СИ. Вера должна быть понятной, логичной и желательно попроще – утверждают они. Отсюда такая узколобая непреклонность, неумение различать полутона и многосложность жизни. И вот этот примитивизм мысли гордо преподносится как бескомпромиссная преданность Богу.
Вспоминая годы, когда я был уличным проповедником, на ум приходят четкие схемы, которые нужно было использовать в разговорах с людьми, чтобы «пробудить их интерес к истине». Эти, так называемые «преподнесения» отчетливо говорят о том, на что ловились люди. Вот некоторые ходовые темы: отсутствие собственного жилья, вынужденное бегство от военных конфликтов, желание быть счастливым, мечта вновь увидеть умерших родственников, счастливый брак и т. д. В общем, банальное человеческое счастье. Возьмите в руки журналы Свидетелей, и вы увидите на их страницах иллюстрации радостных лиц, улыбающихся и довольных жизнью. Я вовсе не хочу сказать, что сами по себе эти желания являются чем-то плохим. Вовсе нет. Я лишь пытаюсь анализировать мотивацию, которой были движимы люди, однажды заинтересовавшиеся «изучением Библии на дому». Как правило, в ней не было той сердцевины, о которой мы читаем в Евангелии (любовь к Богу, осознание своей греховности, извечные вопросы жизни). Оказывается, что сам человек и его нужды становятся центральным мотивом религиозного чувства. С человека все начинается и им же заканчивается: «Хотите решить Ваши проблемы? Тогда добро пожаловать на наше собрание, и Вы станете по-настоящему счастливыми не только сейчас, но Ваше счастье будет длиться вечно!». Безусловно, и в церковь порой люди приходят по тем же соображениям. Но в Организации СИ – эта система привлечения поставлена на поток. Для современного человека, привыкшего потреблять и зацикленного на себе, она подходит как нельзя кстати.
Показателен здесь и официальный перевод Библии Свидетелей Иеговы под названием «Перевод нового мира». Вот как звучит один из ключевых стихов, который использовался в качестве заманчивого преподнесения: «Счастливы осознающие свои духовные потребности, потому что им принадлежит небесное царство» (Мф. 5:3). Такие слова удачно иллюстрируют заманчивое предложение: Вы станете счастливее, если начнете удовлетворять свои духовные потребности, изучая Библию со Свидетелями Иеговы. А ведь не все знают, что в греческом языке есть четыре разных слова, которые обозначают понятие «счастье», точнее его четыре разных типа. И что в данном случае используется очень емкое и непростое для перевода слово μακαριος, которое вбирает в себя такие понятия, как «блаженство» и «благословенность», даруемые Богом в контексте спасения. В Септуагинте оно используется как описание внутреннего духовного состояния праведников. Иными словами, это категория счастья иного рода.
Но «пряник» подходил не всем и тогда в ход шел «кнут» устрашения Армагеддоном. Задача была проста – убедить человека, что мы живем на пороге конца «этой злой системы вещей», и потому нужно срочно спасаться от грядущего уничтожения. Для этой цели использовались всевозможные статистические данные, свежие новости и шокирующие факты криминальной хроники. (Сложностей с доступом к этой информации никогда не было, так как в публикациях Общества она предоставлялись обильно и регулярно). Конечно же, все это усиливалось библейскими апокалиптическими текстами. Как метко выразился один немецкий журналист: «Свидетели Иеговы сначала тушат свет, а потом всем бесплатно раздают свечи». Лучше и не скажешь.
Преодолеть притяжение земли могут лишь люди, склонные к метафизике и одаренные духовными переживаниями. Но Свидетелям гораздо проще поверить в библейские чудеса древности, чем поверить в то, что и сегодня больные могут чудесно исцелиться, а одержимые освободиться от демонических сил. Подлинный и личный опыт познания Божественной жизни остается недоступным для Свидетелей. Религия Книги («откройте Библию там-то») и журналов («прочтите статью такую-то») не способна дать людям реальную причастность Богу, увидеть и прочувствовать животворные токи Божественной благодати.
Как и все по-человечески земное, однажды исчезнув, такая вера не оставляет в душе неизгладимого следа. Живой нерв христианства, к сожалению, остается непознанным свидетельским умом. В этом и загадка: верующие люди так и не поняли сути Евангелия, ухватившись за спасительные штампы. На мой взгляд, эта подмена и становится причиной потери веры.
Безусловно, среди бывших Свидетелей встречаются разные люди. И их искания во многом отличаются. Меньше всего мне хотелось описать какую-то универсальную схему, которая бы все объясняла. И все же, по моим ощущениям, описанное мною относится к большинству ушедших из Организации.
http://stavroskrest.ru/content/%D0%B7%D ... 0%B8%D1%85