Форум ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ БИБЛИИ
http://bsforum.fmbb.ru/

Суламита из Песни песней-это Ависага Сунамитянка?
http://bsforum.fmbb.ru/viewtopic.php?f=8&t=1623
Страница 1 из 1

Автор:  Ginger [ Вт окт 02, 2018 8:22 am ]
Заголовок сообщения:  Суламита из Песни песней-это Ависага Сунамитянка?

Попалась в руки довольно интересно написанная книжка из серии ЖЗЛ Люкимсон Петр Ефимович -"Царь Соломон"
И вот в ней звучит любопытная гипотеза от дотошных исследователей текста Танаха в главе,где сделана попытка понять причину гнева и расправы Соломона над сводным братом принцем Адонией,после того как тот просил себе в жены юную наложницу умершего отца Давида Ависагу Сунамитянку.

И вновь Таксиль, этот безжалостный критик великих героев Библии, высказывает свою версию мотивов Адонии, которая, кстати, разделяется целым рядом ученых. «Адония, — пишет он, — не мечтал больше о царстве; он давно понял, что его песня спета: все, что ему было нужно из наследства Давида, была молодая девица, согревавшая кости его малопочтенного отца. Он был влюблен в прелестную Ависагу. Как единственное возмещение за убытки, понесенные им от потери короны, он, старший, непосредственный наследник, просил для себя только красивую служанку своего отца. Эта любовь, которая ровно ничего не значила сама по себе, послужила, однако, предлогом для одного из первых „богомудрых“ решений Соломона: он распорядился убить Адонию, несмотря на то, что этот последний отнюдь не отказывал ему ни в каких знаках покорности и примирился с лишением престола»[38] .


Но если уж мы вспомнили эту версию, то стоит вспомнить и другую. Версию, предполагающую, что причину этой внезапной вспышки ярости Соломона по отношению к брату следует искать в Книге Песни песней Соломона («Песнь песней Шеломо»), к которой нам еще не раз предстоит обращаться на этих страницах. Обычно считается, что в этой гениальной поэме, авторство которой приписывается Соломону, есть два основных действующих лица: Шломо и Шуламит, Соломон и Суламифь, между которыми и разворачивается полный любовной страсти диалог. Именно так все предстает в замечательной повести А. И. Куприна «Суламифь», по которой многие русские читатели и знакомы с «Песнью песней».

Но дело в том, что в оригинальном тексте «Песни песней» слово «Шуламит» употребляется с определенной частицей «ха» (ha) — «ха-Шуламит». Обычно эта частица в иврите указывает на место жительства или происхождения человека: «ха-эфрати» — «эфратянин», «хаиерушалми» — «иерусалимец» и т. д. Таким образом, «ха-шуламит» — это, по идее, «шуламитянка», «девушка из Шулама». Но в древнем Израиле не было местности под названием «Шулам». Зато в нем был город Шунам (Сунам)

Исходя из этого, и родилась версия, что при переписке «Песни песней» или при надиктовывании ее Соломоном (а Соломон, по преданию, большей частью не записывал лично, а надиктовывал свои произведения придворным писцам) произошла ошибка и вместо «ха-Шуламит» следует читать «ха-Шунамит», то есть «сунамитянка».

Но в Библии упоминается только одна сунамитянка — та самая Ависага, которую доставили царю Давиду в конце его дней. И это предположение все коренным образом меняет.


Что, если Соломон, войдя в царский гарем на правах законного наследника и овладев Ависагой, воспылал к ней подлинной любовью? Ему было около тринадцати лет, Ависага вряд ли была намного его старше. Оба они еще только учились искусству любви; оба были настолько юны, что были ненасытны в своей жажде близости…

И тогда просьба Адонии отдать ему Ависагу Сунамитянку в жены была воспринята Соломоном как посягательство на его любимую женщину и на его честь. Ну а то, какой предлог он нашел для казни Адонии — это уже, как говорится, дело второе.
Впрочем, достаточно вчитаться в то, как формулирует свою просьбу Адония, чтобы понять гнев Соломона: «И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему…» (3 Цар. 2:15).

Нужно быть очень недалеким человеком, чтобы обратиться с просьбой отдать ему в жены Ависагу. Но надо было быть подлинным глупцом, чтобы облекать эту просьбу в подобные выражения, в которых сквозят и горечь, и зависть, и убеждение, что Соломон не достоин трона. Так что Таксиль явно не прав: Адония подписал себе приговор не только своей просьбой, но и самой формой этой просьбы...

Автор:  Михаил [ Вт окт 02, 2018 10:22 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Суламита из Песни песней-это Ависага Сунамитянка?

Да, Ависаг Сунамитянка (3Цар.1:3) была из иссахорова города Сунем (Иис.Нав.19:17,18).

Еврейско-английский словарь HALOT тоже допускает мысль, что Суламита (шуламмит) из Песни 7:1
может является именно Ависаг Сунамитянкой (шунаммит) из 3Цар.1:3.
Но это они подают как одно из предположений, а не как факт, говоря, что личность Суламиты точно неизвестна.


А что означает серия ЖЗЛ?

Автор:  Dimitry [ Пн окт 08, 2018 1:17 pm ]
Заголовок сообщения:  Re: Суламита из Песни песней-это Ависага Сунамитянка?

Михаил писал(а):
А что означает серия ЖЗЛ?
Серия ЖЗЛ = Жизнь Замечательных Людей. Биографические книги о выдающихся личностях.

Автор:  Yehezkeel [ Сб ноя 17, 2018 8:10 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Суламита из Песни песней-это Ависага Сунамитянка?

Ginger писал(а):
Что, если Соломон, войдя в царский гарем на правах законного наследника и овладев Ависагой,


Как же заповедь :
Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.
(Книга Левит 18:8)

Дословно "эрват эшет авиха" - "наготы женщины отца твоего" - любой женщины, жены ли, наложницы ли.
Недалеко есть такая заповедь: Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницей, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.(Книга Левит 18:18) Из это мудрецы учат, что вдовец может взять в жены сестру своей умершей жены, более того это желательно сделать.
А в запрете брать в жены женщину отца нет никакой оговорки - запрет абсолютный.

Автор:  Ginger [ Ср ноя 21, 2018 9:35 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Суламита из Песни песней-это Ависага Сунамитянка?

Цитата:
А в запрете брать в жены женщину отца нет никакой оговорки - запрет абсолютный.


Насколько я понимаю запрет относился к жене отца при жизни отца,а если отец умирал,то здесь мог быть применен принцип левиратного брака,когда по Закону еврей мог взять за себя вдову брата своего,в то время как при живом брате он разумеется имел запрет на нее...

Автор:  Ginger [ Ср ноя 21, 2018 9:38 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Суламита из Песни песней-это Ависага Сунамитянка?

Цитата:
Еврейско-английский словарь HALOT тоже допускает мысль, что Суламита (шуламмит) из Песни 7:1
может является именно Ависаг Сунамитянкой (шунаммит) из 3Цар.1:3.
Но это они подают как одно из предположений, а не как факт, говоря, что личность Суламиты точно неизвестна.


Ну я об этом так и писал в своем посте,нужно просто внимательно читать...

Цитата:
Попалась в руки довольно интересно написанная книжка из серии ЖЗЛ Люкимсон Петр Ефимович -"Царь Соломон"
И вот в ней звучит любопытная гипотеза

Автор:  Михаил [ Ср ноя 21, 2018 10:27 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Суламита из Песни песней-это Ависага Сунамитянка?

Ginger писал(а):
Ну я об этом так и писал в своем посте,нужно просто внимательно читать...

Читал я внимательно и понял, что в книге Люкимсона ‘Царь Соломон’ мысль о Суламите подана как гипотеза или предположение. Просто я добавил, что в еврейско-английском словаре HALOT похоже подходят к этому вопросу.
Так что тут всё сходится.

Автор:  Yehezkeel [ Ср ноя 21, 2018 10:41 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Суламита из Песни песней-это Ависага Сунамитянка?

Ginger писал(а):
Цитата:
А в запрете брать в жены женщину отца нет никакой оговорки - запрет абсолютный.


Насколько я понимаю запрет относился к жене отца при жизни отца,а если отец умирал,то здесь мог быть применен принцип левиратного брака,когда по Закону еврей мог взять за себя вдову брата своего,в то время как при живом брате он разумеется имел запрет на нее...


Вот комментарий Раши на 8-й стих "8. наготы жены отца твоего Также после смерти (отца)."
Вот комментарий от Сончино: " 8. жены отца твоего Имеется в виду тот случай, когда жена отца не является матерью. Тора предполагает, что брак делает супругов единым целым, поэтому даже после развода или смерти отца, когда его жена становится свободной женщиной, его сын не может заключить с ней брак или вступить в интимные отношения. Среди восточных народов существовал обычай, дающий право наследнику, претендующему на престол, стать царем в том случае, если он возьмет в жены вдову отца (речь идет не о матери). В глазах подданных такой брак делал сына непосредственным преемником отца"
Отсюда
Можно возразить что Раши и Иосеф Герц жили намного позже Соломона, но они комментировали не на пустом месте, а основываясь на традиции.


Принцип левирата неприменим в отношении вдовы отца. И вот почему, на мой взгляд.
Формулы заповедей в 8 ст. и 16 ст. похожи:
Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего. (Книга Левит 18:8)
Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего. (Книга Левит 18:16)


Но закон о вдове брата дает четкие критерии "кто, когда, при каких условиях" обязан взять вдову брата в жены и для чего:
5. Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею.
6. И первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле.
(Книга Второзаконие 25:5,6)

"умрет, не имея у себя сына" - вдову брата можно брать в жены, только если у брата нет сына. И это сразу исключает применение заповеди по отношению к вдове отца - сын у умершего есть.
именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле. - тут указана причина такого исключения для запрета из Лев. 18:16 . "Уловка 22" в чистом виде :) Если на вдову умершего претендует сын умершего, то он исключается их списка претендентов потому что он сын.

Автор:  Ginger [ Вс ноя 25, 2018 1:33 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Суламита из Песни песней-это Ависага Сунамитянка?

Цитата:
Вот комментарий Раши на 8-й стих "8. наготы жены отца твоего Также после смерти (отца)."


Это все прекрасно,и применимо в первую очередь к родной матери,понятно,что кровная мать не могла стать женой собственного сына,но как быть с наложницами,которых (судя по примеру Соломона) могло быть сотни, и некоторые даже вполне могли оставаться девственницами до смерти господина?
С Ависагой именно такой случай,про нее сказано,что "Давид не познал ее"(3 Цар 1:4)...

Автор:  Yehezkeel [ Пн ноя 26, 2018 1:38 am ]
Заголовок сообщения:  Re: Суламита из Песни песней-это Ависага Сунамитянка?

Ginger писал(а):
Это все прекрасно,и применимо в первую очередь к родной матери,понятно,что кровная мать не могла стать женой собственного сына,

Кровная мать не могла стать женой сына, потому что это запрещает заповедь:
Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.
(Книга Левит 18:7)


Ginger писал(а):
но как быть с наложницами,

На этот случай есть следующая заповедь, которую я цитировал выше:
Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.
(Книга Левит 18:8)
- досл. "наготы женщины отца твоего".

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 2 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/